Городивский Вацлав Антонович

Низкий поклон за Победу
В ноябре 1943-его храброго воина В.А.Городивского назначили командиром 9-го погранотряда в Крыму. Позже он стал начальником штаба 3-ей бригады партизан, расположенной здесь же. За освобождение территорий Крыма от немцев Вацлав Антонович был представлен к награждению тремя орденами и медалью. За воинский подвиг нашего земляка наградил руководитель Восточного соединения партизан Крыма В.С.Кузнецов.
Всем этим событиям фронтовой биографии В.А.Городивского предшествовала целая вереница обстоятельств, которые не раз ставили его на грань выживания. Многие из них относятся к началу Великой Отечественной. В то время Вацлав Антонович после окончания Одесского пехотного училища служил в городе Рыбница на реке Днестр. Там его и застало страшное известие, грянувшее 22 июня 1941 года. Об этом ветеран вспоминает в деталях.
«На второй день войны меня назначили командиром роты. А в сентябре 1941 года направили в штаб полка на Чонгарский мост. Когда начались бои на Перекопе, наших туда перебросили почти весь полк, а я с ротой с противотанковыми пушками и двумя дальнобойными орудиями остался оборонять Чонгарский мост. Немецкие войска прорвали оборону на Перекопе и пошли на Джанкой. Для нас отход остался только у Сиваша. Чтобы не попасть в плен, нам с боевым товарищем, лейтенантом Марком Бронштейном пришлось действовать решительно. Мы переоделись в гражданское, закопали документы, деньги, часы и обмундирование. Когда добрались до штаба партизанской дивизии, я получил задание - работать в тылу, в оккупированной немцами деревне Ичкинского района. Вскоре поступил приказ организовать диверсии на расположенной неподалеку железной дороге. 12 километров рельсового пути взорвать удалось. Больше не позволил предатель. один из ремонтных рабочих -железнодорожников доложил о местном партизанском движении в жандармерию Ички. Потом был арест и концлагерь в Керчи. Там меня должны были расстрелять. Но не тут-то было.
… Бежать из концлагеря, конечно, было очень сложно. На «фабрике смерти» выставили усиленную охрану. Туи же располагались пулеметные вышки, в два ряда колючая проволока высотой 3-4 метра. Но однажды случай прорваться к своим все-таки представился.
В ту судьбоносную для меня ночь меня вместе с сокамерниками отправили разгружать баржу с кубанской пшеницей. Когда я брал в трюме очередной мешок, наткнулся на что-то мягкое. Это оказалось военное обмундирование. Я быстро переоделся, по лестнице вышел на палубу баржи: темно, кое-где слышно взрывы бомб, гул самолета. Зашел в туалет, там горела лампочка. Посмотрел в зеркало: на мне - коричневая форма, на погонах чин — звание — лейтенант. Осмелев, пошел прямо на часового у калитки ворот. Он меня приветствует винтовкой, вскидываю к козырьку два пальца — и я уже на улице. Сделал три шага и увидел, что по широкой улице движутся отступающие войска немцев, обоз, орудия, машины, пошив. Ширина колонны где-то 25-30 метров. 12 часов ночи, а мне надо срочно перейти улицу и скрыться, и я это сумел сделать, всем в колонне отдавая честь. Война, а я без оружия — подозрительно, но я перешел под деревянный мост для пешеходов, залез по деревянным кострам вверх, снял фуражку и погоны и бросил в воду протекающей речушки. Сижу, жду утра, чтобы утром рано выбраться из города. С рассветом начали по мосту двигаться люди. Только вышел загород, как передо мной появился немецкий солдат с автоматом: «Куда?». Я ни слова по-немецки не знаю, повернулся кругом и ухожу от часового. Тут увидел, что под каждой яблоней стоят танки, накрытые чехлами. Вот так началась моя свобода. Думал, что часовой в спину выстрелит, но, видимо, меня спасла немецкая форма, пришлось идти по центру города. Добрался до окраины, встретил отступающих кубанских казаков, которые меня подвезли. Собрал своих товарищей, откопал тайник в посадке с оружием, вооружил 25 человек, явился в штаб партизанской бригады».
С момента своего чудесного спасения Вацлав Антонович больше в лапы немцам не попадался. До конца войны встречался с фашистами наш земляк на расстоянии выстрела, который ему всегда удавалось сделать первым. Из любой ситуации выйти победителем ему помогали мужество и вера в то, что враг. Низко кланяются ему за это внуки и правнуки Великой Победы!
 

Назад Наверх