Гуртовой Александр Семенович

Круша вражеские оплоты

С лихвой хлебнул из чаши страданий в годы войны А.С.Гуртовой. Оккупировав село Красное, где тогда проживал Александр Семенович, немцы угнали 17-летнего юношу и многих его товарищей в Германию. Побои, издевательства, унижения, которые приходилось терпеть пленным на вражеской территории, оказались не самым страшным в их положении. «Куда хуже, - говорит ветеран, - было осознавать, что, работая на фрицев, мы изготавливаем оружие и боеприпасы, которые будут убивать наших же солдат, а, возможно, и мирное население». Мысль об этом давила на А.С.Гуртового таким страшным грузом, что при первой же возможности прорваться к своим и отомстить ненавистным фашистам за эту каторгу юноша пошел ва-банк, практически без шансов на удачу, сумев выстоять во всех уготованных ему испытаниях.

Счастливая случайность подвернулась нашим пленным в январе 45-го. На тот момент советские войска вместе с союзниками уже приближались к Берлину, неустанно бомбя фашистское логово. Во время одного из налетов нашей авиации Александру Семеновичу и удалось усыпить бдительность надзирателей и бежать из лагеря. Но, как оказалось, вырваться из застенков было только половиной дела. Дальше храброму парнишке и еще нескольким беглецам предстоял полный опасностей маршрут, растянувшийся на много дней и ночей. Добравшись, наконец, до земляков, прикомандированных к одной из танковых дивизий, ребята не помнили себя от счастья. Все они тогда приняли твердое решение двигаться обратно с линией фронта, приближая Победу и круша последние оплоты врага.

Так, А.С.Гуртовому довелось освобождать Прагу, брать Берлин, вызволять узников концлагерей. «Пядь за пядью приближаясь к немецкой столице, мы понимали, как близко торжество справедливости, завоеванное ценой миллионов жизней. В это время как никогда обидно было терять фронтовых товарищей. Среди моих сослуживцев немало тех, кого пуля или осколок снаряда остановили на пути к рейхстагу за несколько часов до капитуляции Германии. Встречая без них очередной Победный май, я всегда вспоминаю тех, с кем плечом к плечу прошел через выпавшие на мою долю военные тяготы».

Говоря об этом, ветеран смахивает с глаз непрошенные слезинки. Да и как не дашь воли чувствам, если 67 мирных лет нисколько не отдалили в памяти участников Великой Отечественной трагически-надрывные эпизоды их судеб, в которых страдания переплетались с жаждой жизни, а борьба за правое дело оставляла на их героическом пути неизгладимые отметины скорби. Земной поклон вам за это, дорогие ветераны!

Назад Наверх