Купля-продажа квартиры: практические советы нотариуса

Сегодня многие желают купить или продать квартиру. При этом далеко не все знают, как правильно оформить договор купли-продажи недвижимости, куда и какие документы нужно представить и сколько времени это займет. В консультации рассмотрим алгоритм действий при отчуждении недвижимости в 2013 году.

Этап 1. Подготовка документов продавцом

Продавец должен прийти в государственную нотариальную контору или к частному нотариусу по месту нахождения имущества (квартиры) или по месту регистрации одной из сторон (продавца или покупателя). При себе продавец должен иметь:

-         документ, удостоверяющий личность (в большинстве случаев – паспорт);

-         идентификационный номер;

-         документ, подтверждающий право собственности;

-         технический паспорт;

-         экспертная  оценка  стоимости  имущества;

-         документ, определяющий, кто зарегистрирован по адресу отчуждаемой квартиры (справка ЖЭКа, информация из миграционной службы).

Также необходимо согласие супругов продавца и покупателя на совершение сделки купли-продажи. В каждом конкретном случае нотариус имеет право потребовать дополнительные документы (Закон от 02.09.93 г. № 3425-XII «О нотариате»). После детального изучения поданных документов нотариус принимает решение (устно) относительно заключения сделки купли-продажи.

Этап 2. Регистрация права собственности за продавцом

После подготовки проекта договора купли-продажи нотариус регистрирует право собственности  продавца  в  Госреестре  вещных  прав  на  недвижимое  имущество (далее – Реестр вещных прав). При этом он просит заполнить заявление по форме, утвержденной приказом Минюста от 17.04.12 г. № 595/5. В данном случае это Заявление о государственной регистрации прав и их обременений (в отношении права собственности), в котором указывается вид регистрации «возникновение». Вместе с этим заявлением подаются квитанции об уплате:

-   государственной пошлины за госрегистрацию права собственности на недвижимость (в  случае необходимости  такой  оплаты)  в  размере 7  НМДГ, то есть 119 грн. (пп. «х» п. 6 ст. 3 Декрета от 21.01.93 г. № 7-93 «О государственной пошлине»);

-      платы за получение извлечения из Реестра вещных прав в размере 120 грн. (постановление КМУ от 21.11.12 г. № 1204).

Нотариус это заявление в день его подачи и осуществления оплаты регистрирует в Реестре вещных прав и оформляет карточку приема заявления в электронном и бумажном виде. На этой карточке заявитель ставит свою подпись. После проверки обременений и запретов по адресу продаваемого имущества и по данным продавца (обязательная оплата по квитанции в размере 68 грн. за каждую услугу по поиску такой информации) нотариус принимает решение о государственной регистрации права собственности за продавцом и открывает в Реестре вещных прав раздел на имущество, которое регистрируется. Это решение очень важно, так как именно на его основании объекту недвижимости присваивается регистрационный номер, который будет неизменным до момента исчезновения такой недвижимости (снос, выдел, раздел). При этом вместе с открытием раздела на имущество записи о праве собственности присваивается номер. Этот номер будет меняться при каждой смене собственника.

После регистрации права собственности за продавцом ему будет выдано извлечение из Реестра вещных прав, которое будет являться неотъемлемой частью документа, подтверждающего право собственности продавца. В данном случае нотариус, удостоверяющий сделку договора купли-продажи, является и государственным регистратором права собственности.

Этап 3. Оформление сделки купли-продажи и переход права собственности к продавцу

На основании подписанного сторонами и нотариально удостоверенного договора купли-продажи нотариус регистрирует переход права собственности от продавца к покупателю. Для этого покупатель должен подать точно такие же документы, как ранее подавал продавец (в заявлении о регистрации указать вид регистрации «переход»).

После регистрации перехода права собственности в Реестре вещных прав нотариус распечатывает и выдает извлечение о регистрации прав собственности на покупателя. В самом извлечении отражается информация о том, что в Реестре вещных прав был открыт раздел на объект недвижимого имущества с присвоенным ранее ему постоянным регистрационным номером. Также в этом извлечении указаны информация о самом объекте (адрес, тип, описание); новый номер записи о праве собственности, которая содержит информацию о новом собственнике (с определением формы собственности и размера доли), основание возникновения права собственности, дата и время проведения госрегистрации. Настоящее извлечение является неотъемлемой частью документа, подтверждающего право собственности, в данном случае – договора купли-продажи.

Все вышеперечисленные действия совершаются нотариусом в день заключения договора купли-продажи. Ориентировочное время, которое придется провести в нотариальной конторе,  2 – 4 часа.  Дополнительные расходы по заключению договора купли-продажи могут варьироваться в каждом конкретном случае и приблизительно составляют от 3 000 до 5 000 грн.

Виктория КУХТИНА, частный нотариус

Баланс № 15 (21 февраля 2013 г.)

Подробнее: http://buhforum.com/viewtopic.php?f=21&t=3119

Назад Наверх